Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

равель морис

Энциклопедический словарь

Раве́ль Морис (Ravel) (1875-1937), французский композитор. Ученик Г. Форе. Творческие открытия Равеля в области музыкального языка (колористические гармонии и оркестровки, экзотические ритмики и др.) и импрессионистические звукописи способствовали развитию новых стилистических течений в музыке XX в. Опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925); балеты «Дафнис и Хлоя» (хореографическая симфония на либретто М. М. Фокина), «Моя матушка-гусыня» (оба 1912); «Испанская рапсодия» (1907), «Вальс» (хореографическая поэма, 1920), «Болеро» (1928) - для оркестра; концертная фантазия «Цыганка» для скрипки с фортепиано (также с оркестром, 1924); 2 концерта для фортепиано с оркестром (1-й - для левой руки, 1930, 1931), фортепианные пьесы, в том числе «Игра воды» (1901), цикл «Отражения» (1905), «Ночной Гаспар» («Призраки ночи»), сюита «Гробница Куперена» и др. Оркестровал фортепианный цикл «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского (1922).

* * *

РАВЕЛЬ Морис - РАВЕ́ЛЬ (Ravel) Морис (1875-1937), французский композитор. Его творческие открытия в области музыкального языка (гармонии, ритма, оркестровки) способствовали развитию новых стилистических течений в музыке 20 века. Опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925); балет «Дафнис и Хлоя» (1912); «Испанская рапсодия» (1907), «Болеро» (1928) для оркестра, концертная фантазия «Цыганка» для скрипки с фортепьяно (1924), фортепьянные пьесы, в т. ч. «Игра воды» (1901), цикл «Отражения» (1905). Оркестровал «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович) (1922).* * *

РАВЕ́ЛЬ (Ravel) Морис (полное имя Жозеф Морис) (7 марта 1875, Сибур, Франция - 28 декабря 1937, Париж), французский композитор.

Раннее творчество

Родился в смешанной швейцарско-баскской семье, рос и воспитывался в Париже. В 1889-95 и 1897-1905 занимался в Парижской консерватории, где его педагогом по композиции был Г. Форе (см. ФОРЕ Габриель) - один из ведущих французских композиторов того времени, автор популярного Реквиема и изящных вокальных и фортепианных миниатюр. К началу 1900-х годов Равель снискал признание как незаурядный мастер малой формы. Популярность ему принесла фортепианная пьеса «Павана усопшей инфанте» (1899). Этот образец деликатной ностальгической лирики при всей оригинальности своего гармонического языка все еще отмечен влиянием Форе. Новым словом в фортепианной музыке стали «Игры воды» (1901), декоративными пассажами мелких нот и тонкой дифференциацией фактурных плоскостей предвосхитившие зрелый фортепианный стиль К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль) . Особняком среди ранних произведений Равеля стоит Струнный квартет (1903), стилистически близкий более раннему Квартету Дебюсси, но отличающийся большими масштабами и мощным, блестящим, почти оркестровым звучанием.

Свободный художник

В 1900-1905 Равель несколько раз участвовал в конкурсе на самую почетную для молодых французских композиторов Римскую премию, но успеха не добился. Оставив консерваторию, он избрал карьеру свободного художника. Годы с 1905 до середины 1910-х были самыми плодотворными в его жизни. Параллельно Дебюсси и независимо от него Равель развивал принципы музыкального импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) (он даже обвинил своего старшего коллегу в присвоении некоторых его идей). Равель разделял с Дебюсси такие особенности импрессионистского письма, как примат модальности (см. МОДАЛЬНОСТЬ) над тональностью и свободно разворачивающейся мелодической линии над целеустремленным гармоническим развитием, преобладание светлого колорита и чистых оркестровых красок. Подобно Дебюсси, Равель питал особое пристрастие к тембрам флейты, арфы, засурдиненной трубы, разделенных струнных. Вместе с тем Равель в большей степени, чем Дебюсси, был склонен к широкому виртуозному жесту (особенно в некоторых пьесах фортепианных циклов «Зеркала», 1905, и «Ночной Гаспар»,1908) и к ясно очерченным архитектоническим формам. Художник объективного склада, не предрасположенный к открытой эмоциональной выразительности, он часто черпал свое вдохновение в сферах, удаленных во времени или в пространстве. Его привлекали условности классицизма («Благородные и сентиментальные вальсы» для фортепиано, 1912), мир детских сказок («Моя матушка-гусыня», сюита для фортепиано в четыре руки по мотивам сказок Шарля Перро, 1908), образы экзотического Востока (вокально-симфоническая поэма «Шехеразада» на слова Т. Клингзора, 1903), Испании («Альборада» из цикла «Зеркала», «Испанская рапсодия» для оркестра, 1908, одноактная комическая опера «Испанский час» , 1911), античности (балет «Дафнис и Хлоя», созданный для антрепризы Сергея Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович) и впервые поставленный в 1912).

Мендельсон и Стравинский

По заказу Дягилева Равель вместе с И. Ф. Стравинским (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) в 1913 работал над новой редакцией «Хованщины» М. П. Мусоргского (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович) (не сохранилась). С этого времени и до середины 1920-х годов творческая эволюция Равеля и Стравинского протекала до некоторой степени параллельно. В 1913 оба композитора под впечатлением от «Лунного Пьеро» А. Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд) написали по вокальному циклу для женского голоса и девяти инструментов («Три стихотворения из японской лирики» Стравинского, «Три стихотворения Малларме» Равеля). Наметившаяся тенденция к более сухому и экономному письму нашла свое подтверждение в Трио Равеля (1914), а позднее и в сонатах для скрипки и виолончели (1922) и для скрипки и фортепиано (1927), которые родственны музыке Стравинского того же периода своими терпкими гармониями, упругими ритмами и демонстративной ориентацией на исторически устоявшиеся формы. Еще более наглядно идея «нового классицизма» реализована в фортепианной сюите «Гробница Куперена» (1917), части которой выполнены в формах старинной полифонической и танцевальной музыки.

Давление исторического прошлого музыки особенно интенсивно ощущается в хореографической поэме «Вальс» - апофеозе венского вальса 19 в., который под конец перерождается в своего рода пляску смерти. Задуманный еще до войны, «Вальс» был создан в 1920 и прозвучал как трагический реквием по веселой и беззаботной довоенной эпохе.

В последние годы

В других произведениях 1920-30-х годов Равель вновь обратился к некоторым из своих прежних излюбленных тем. Изысканная одноактная опера-феерия «Дитя и волшебство» (1925) воссоздает мир детства с его радостями и страхами; стихией испано-цыганского духа проникнуты скрипичная рапсодия «Цыганка» (1924), одноактный балет «Болеро» (1928), вокальный цикл «Дон Кихот к Дульцинее» (1933); в «Мадагаскарских песнях» (1926) на слова Э. Парни (см. ПАРНИ Эварист) запечатлена сфера условной экзотики. Последними крупными опусами Равеля стали два концерта для фортепиано с оркестром (1930-31). Первый из них, Соль мажор, беззаботен и элегантен, тогда как во втором (для левой руки) преобладает непривычный для Равеля суровый тон. В своем позднем творчестве Равель охотно пользуется элементами политональности и мелодиями и ритмами современной ему развлекательной музыки (блюз в Сонате для скрипки и фортепиано, фокстрот в опере «Дитя и волшебство», джазовые мотивы в Концерте для левой руки). Виртуозное и универсальное оркестровое мастерство Равеля проявилось не только в его партитурах, изначально предназначенных для оркестра (непревзойденные в своем роде образцы - 2-я сюита из балета «Дафнис и Хлоя» и «Болеро», принадлежащие к популярнейшим и самым эффектным пьесам мирового симфонического репертуара), но и в транскрипциях собственных фортепианных пьес и в знаменитой, осуществленной по заказу С. А. Кусевицкого (см. КУСЕВИЦКИЙ Сергей Александрович) инструментовке «Картинок с выставки» Мусоргского (1922). Творческая деятельность композитора прервалась в 1933 из-за тяжелой болезни (опухоль мозга).

Энциклопедия Кольера

РАВЕЛЬ Морис (Ravel, Maurice)

МОРИС РАВЕЛЬ

МОРИС РАВЕЛЬ

(1875-1937), французский композитор. Родился 7 марта 1875 в Сибурне близ Сен-Жан-де-Люз (департамент Атлантические Пиренеи). Очень рано обнаружил музыкальные способности, в 1882 начал заниматься фортепиано у А.Гиза и в 1887 гармонией у Ш.Рене. Два года Равель обучался в подготовительном классе Парижской консерватории, в 1891 поступил в фортепианный класс Ш.де Берио. Теоретические дисциплины проходил у Пессара и Дюбуа, композицией занимался в 1898 у Г.Форе. В годы ученичества из-под пера Равеля вышло лишь несколько незначительных произведений, в их числе Старинный менуэт (Menuet antique, 1895), и только в 1899 он показал ныне широко известную фортепианную Павану усопшей инфанте (Pavane pour une infante dfunte). В консерватории Равель подружился с испанским пианистом Р. Виньесом, который стал первым исполнителем сочинений композитора. В 1901, после неудавшейся попытки завоевать Римскую премию, Равель создал фортепианный цикл Игра воды (Jeux d'eau), который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты листовского пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента. Новые попытки победить в конкурсе на Римскую премию, предпринятые Равелем в 1902 и 1903, потерпели неудачу, что не помешало композитору сочинить в это время прекрасный Струнный квартет фа мажор. Неудача Равеля с Римской премией породила в Париже много толков: говорили, что причиной является размолвка между Равелем и Форе. С тех пор и до конца своих дней Равель вел лишенную примечательных событий жизнь "кабинетного" композитора. Исключением стали лишь годы Первой мировой войны, когда он служил шофером в медицинской бригаде; в 1927-1928 он выезжал на гастроли в США. Список наиболее значительных сочинений Равеля выглядит следующим образом: Сонатина для фортепиано (1905); оперы Испанский час (L'heure espagnole, 1907) и Дитя и чудеса (L'enfant et les sortilges, 1917); балет Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chlo, 1909) - великолепное сочинение, которое появилось вслед за другим шедевром - большим фортепианным циклом Ночной Гаспар (Gaspard de la nuit, 1908); Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911), первоначально написанные для фортепиано, но вскоре переложенные для оркестра; камерный опус Три поэмы Стефана Малларме (Trois pomes de Stphane Mallarm, 1913); Фортепианное трио (1914); хореографическая поэма Вальс (La valse, 1917); сюита Гробница Куперена (Le tombeau de Couperin, 1917), тоже написанная сначала для фортепиано, а потом инструментованная автором; вокальный цикл Мадагаскарские песни (Chansons madcasses, 1926); оркестровое Болеро (Bolero, 1928); два фортепианных концерта (один из них - для левой руки, 1931). В 1933 Равель попал в автомобильную катастрофу. В результате травмы стала развиваться опухоль мозга, и к 1936 композитор перестал узнавать собственную музыку.

Умер Равель в Париже 27 декабря 1937.

Творчество Равеля. Имя Равеля часто упоминается вместе с именем Клода Дебюсси (1862-1918), однако эстетические установки этих композиторов принципиально различны. Гармонии Равеля строятся по терцовому принципу, и в них нет ничего "туманного". Его больше интересовали тембровые возможности инструментов, нежели колорит, создаваемый средствами гармонии. Лишь в Испанской рапсодии (Rapsodie espagnole, 1907) ощущаются импрессионистические веяния. Равель обладал ясным чувством формы, хотя, например, его Интродукция и аллегро (1905-1906; сочинение иногда называют септетом) состоит целиком из повторений не слишком ярких мелодических фраз. То же можно сказать о медленной части струнного квартета. В общем же это сочинение, противоречащее всем канонам квартетного письма, отличается красотой музыкального содержания. Ряд не самых удачных сочинений композитора написан в абстрактном неоклассическом стиле: ни соната для скрипки и виолончели (1922), ни соната для скрипки и фортепиано (1923) не возбуждают особого интереса. Равель виртуозно владел оркестром. Дафнис и Хлоя, Вальс, оркестровка Картинок с выставки Мусоргского (1922) - настоящие учебники инструментовки. Тембровая фантазия Берлиоза сочетается здесь с гармоничностью оркестрового колорита Римского-Корсакова. Парадоксально, но такой мастер, как Равель, написал всего одно концертное симфоническое произведение, а именно Испанскую рапсодию; все остальные партитуры, кроме двух фортепианных концертов, предназначались для театра. Знаменитое Болеро (которое превзошло септет по части повторений одной мелодической фразы) идеально соответствует задаче сценического воплощения танца. Сам Равель называл Болеро "оркестровым сочинением без музыки". Равель имел удовольствие присутствовать на обеих премьерах Болеро - театральной и на следующий день концертной. В зале аудитория реагировала враждебно, тогда как в театре музыка была принята как должное, без всяких протестов. Равель великолепно использовал ресурсы фортепиано. Самое популярное среди его фортепианных сочинений - сонатина. Два его фортепианных концерта демонстрируют разные подходы к одному жанру. Концерт для левой руки - грандиозное, роскошное, великолепное произведение; концерт для двух рук - дерзкий вызов от начала до конца. Сам Равель называл его "дивертисментом в духе Моцарта" и брал за образец изящное фортепианное письмо Сен-Санса. Эти произведения сочинялись одновременно. Концерт для левой руки, заказанный и впервые исполненный в 1931 одноруким пианистом П. Витгенштейном, - одно из сочинений, опровергающих измышление, будто Равель был мастером только малых форм. Равель всегда тщательно отделывал свои сочинения. Так, в опере Испанский час он скрупулезно выставил указания метронома даже на бой часов. Это замечательное сочинение, одно из самых обаятельных в мировом оперном репертуаре, является оригинальным решением проблемы "разговорной" оперы. Наибольшей известностью пользуется фортепианное творчество Равеля. Он сам оркестровал Альбораду (Alborado del graсioso, 1905) и Гробницу Куперена, но фортепианные версии этих пьес не уступают оркестровым. Трудно поверить, что на премьере первоначального, фортепианного варианта Благородных и сентиментальных вальсов сочинение было встречено враждебно, тогда как всего через несколько лет его оркестровый вариант не встретил никаких возражений. Равель был очень оригинальной личностью. В его сознании причудливо связывались музыка и механика. Он собрал коллекцию механических игрушек - точность их движений восхищала композитора. Неудачи, связанные с Римской премией, наложили отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, и когда Равелю был предложен орден Почетного легиона, он отказался от награды, сочтя ее оскорблением. Однако степень почетного доктора музыки Оксфордского университета он принял как дань уважения.

ЛИТЕРАТУРА

Равель в зеркале своих писем. Л., 1988 Смирнов В. Морис Равель. Л., 1989

Полезные сервисы