Раве́ль Морис (Ravel) (1875-1937), французский композитор. Ученик Г. Форе. Творческие открытия Равеля в области музыкального языка (колористические гармонии и оркестровки, экзотические ритмики и др.) и импрессионистические звукописи способствовали развитию новых стилистических течений в музыке XX в. Опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925); балеты «Дафнис и Хлоя» (хореографическая симфония на либретто М. М. Фокина), «Моя матушка-гусыня» (оба 1912); «Испанская рапсодия» (1907), «Вальс» (хореографическая поэма, 1920), «Болеро» (1928) - для оркестра; концертная фантазия «Цыганка» для скрипки с фортепиано (также с оркестром, 1924); 2 концерта для фортепиано с оркестром (1-й - для левой руки, 1930, 1931), фортепианные пьесы, в том числе «Игра воды» (1901), цикл «Отражения» (1905), «Ночной Гаспар» («Призраки ночи»), сюита «Гробница Куперена» и др. Оркестровал фортепианный цикл «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского (1922).
* * *
РАВЕЛЬ Морис - РАВЕ́ЛЬ (Ravel) Морис (1875-1937), французский композитор. Его творческие открытия в области музыкального языка (гармонии, ритма, оркестровки) способствовали развитию новых стилистических течений в музыке 20 века. Опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925); балет «Дафнис и Хлоя» (1912); «Испанская рапсодия» (1907), «Болеро» (1928) для оркестра, концертная фантазия «Цыганка» для скрипки с фортепьяно (1924), фортепьянные пьесы, в т. ч. «Игра воды» (1901), цикл «Отражения» (1905). Оркестровал «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович) (1922).* * *
РАВЕ́ЛЬ (Ravel) Морис (полное имя Жозеф Морис) (7 марта 1875, Сибур, Франция - 28 декабря 1937, Париж), французский композитор.
Раннее творчество
Родился в смешанной швейцарско-баскской семье, рос и воспитывался в Париже. В 1889-95 и 1897-1905 занимался в Парижской консерватории, где его педагогом по композиции был Г. Форе (см. ФОРЕ Габриель) - один из ведущих французских композиторов того времени, автор популярного Реквиема и изящных вокальных и фортепианных миниатюр. К началу 1900-х годов Равель снискал признание как незаурядный мастер малой формы. Популярность ему принесла фортепианная пьеса «Павана усопшей инфанте» (1899). Этот образец деликатной ностальгической лирики при всей оригинальности своего гармонического языка все еще отмечен влиянием Форе. Новым словом в фортепианной музыке стали «Игры воды» (1901), декоративными пассажами мелких нот и тонкой дифференциацией фактурных плоскостей предвосхитившие зрелый фортепианный стиль К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль) . Особняком среди ранних произведений Равеля стоит Струнный квартет (1903), стилистически близкий более раннему Квартету Дебюсси, но отличающийся большими масштабами и мощным, блестящим, почти оркестровым звучанием.
Свободный художник
В 1900-1905 Равель несколько раз участвовал в конкурсе на самую почетную для молодых французских композиторов Римскую премию, но успеха не добился. Оставив консерваторию, он избрал карьеру свободного художника. Годы с 1905 до середины 1910-х были самыми плодотворными в его жизни. Параллельно Дебюсси и независимо от него Равель развивал принципы музыкального импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) (он даже обвинил своего старшего коллегу в присвоении некоторых его идей). Равель разделял с Дебюсси такие особенности импрессионистского письма, как примат модальности (см. МОДАЛЬНОСТЬ) над тональностью и свободно разворачивающейся мелодической линии над целеустремленным гармоническим развитием, преобладание светлого колорита и чистых оркестровых красок. Подобно Дебюсси, Равель питал особое пристрастие к тембрам флейты, арфы, засурдиненной трубы, разделенных струнных. Вместе с тем Равель в большей степени, чем Дебюсси, был склонен к широкому виртуозному жесту (особенно в некоторых пьесах фортепианных циклов «Зеркала», 1905, и «Ночной Гаспар»,1908) и к ясно очерченным архитектоническим формам. Художник объективного склада, не предрасположенный к открытой эмоциональной выразительности, он часто черпал свое вдохновение в сферах, удаленных во времени или в пространстве. Его привлекали условности классицизма («Благородные и сентиментальные вальсы» для фортепиано, 1912), мир детских сказок («Моя матушка-гусыня», сюита для фортепиано в четыре руки по мотивам сказок Шарля Перро, 1908), образы экзотического Востока (вокально-симфоническая поэма «Шехеразада» на слова Т. Клингзора, 1903), Испании («Альборада» из цикла «Зеркала», «Испанская рапсодия» для оркестра, 1908, одноактная комическая опера «Испанский час» , 1911), античности (балет «Дафнис и Хлоя», созданный для антрепризы Сергея Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович) и впервые поставленный в 1912).
Мендельсон и Стравинский
По заказу Дягилева Равель вместе с И. Ф. Стравинским (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) в 1913 работал над новой редакцией «Хованщины» М. П. Мусоргского (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович) (не сохранилась). С этого времени и до середины 1920-х годов творческая эволюция Равеля и Стравинского протекала до некоторой степени параллельно. В 1913 оба композитора под впечатлением от «Лунного Пьеро» А. Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд) написали по вокальному циклу для женского голоса и девяти инструментов («Три стихотворения из японской лирики» Стравинского, «Три стихотворения Малларме» Равеля). Наметившаяся тенденция к более сухому и экономному письму нашла свое подтверждение в Трио Равеля (1914), а позднее и в сонатах для скрипки и виолончели (1922) и для скрипки и фортепиано (1927), которые родственны музыке Стравинского того же периода своими терпкими гармониями, упругими ритмами и демонстративной ориентацией на исторически устоявшиеся формы. Еще более наглядно идея «нового классицизма» реализована в фортепианной сюите «Гробница Куперена» (1917), части которой выполнены в формах старинной полифонической и танцевальной музыки.
Давление исторического прошлого музыки особенно интенсивно ощущается в хореографической поэме «Вальс» - апофеозе венского вальса 19 в., который под конец перерождается в своего рода пляску смерти. Задуманный еще до войны, «Вальс» был создан в 1920 и прозвучал как трагический реквием по веселой и беззаботной довоенной эпохе.
В последние годы
В других произведениях 1920-30-х годов Равель вновь обратился к некоторым из своих прежних излюбленных тем. Изысканная одноактная опера-феерия «Дитя и волшебство» (1925) воссоздает мир детства с его радостями и страхами; стихией испано-цыганского духа проникнуты скрипичная рапсодия «Цыганка» (1924), одноактный балет «Болеро» (1928), вокальный цикл «Дон Кихот к Дульцинее» (1933); в «Мадагаскарских песнях» (1926) на слова Э. Парни (см. ПАРНИ Эварист) запечатлена сфера условной экзотики. Последними крупными опусами Равеля стали два концерта для фортепиано с оркестром (1930-31). Первый из них, Соль мажор, беззаботен и элегантен, тогда как во втором (для левой руки) преобладает непривычный для Равеля суровый тон. В своем позднем творчестве Равель охотно пользуется элементами политональности и мелодиями и ритмами современной ему развлекательной музыки (блюз в Сонате для скрипки и фортепиано, фокстрот в опере «Дитя и волшебство», джазовые мотивы в Концерте для левой руки). Виртуозное и универсальное оркестровое мастерство Равеля проявилось не только в его партитурах, изначально предназначенных для оркестра (непревзойденные в своем роде образцы - 2-я сюита из балета «Дафнис и Хлоя» и «Болеро», принадлежащие к популярнейшим и самым эффектным пьесам мирового симфонического репертуара), но и в транскрипциях собственных фортепианных пьес и в знаменитой, осуществленной по заказу С. А. Кусевицкого (см. КУСЕВИЦКИЙ Сергей Александрович) инструментовке «Картинок с выставки» Мусоргского (1922). Творческая деятельность композитора прервалась в 1933 из-за тяжелой болезни (опухоль мозга).